Отзывы о книге Искупление

  • Аватар пользователя
    Aprelie
    25 января 2013

    Да я просто свинья бесчувственная.

    Столько положительных отзывов, высоких оценок этой книге - и тут я. Я, которой только дай повод порыдать над книгой. И над фильмом. Да и вообще над чем-нибудь мало-мальски трогательным. Так вот, после "Искупления" у меня не было никаких эмоций. Пожалуй, это первый раз, когда я так вопиюще не совпадаю с общественным мнением Лайвлиба.

    Хоть я и прочла книжку за день, шла она тяжеловато. С первой частью проблем не было, разве что какая-то затянутость присутствовала - очень, очень долго дело доходило до как раз того рокового события. Автор очень уж долго ходил вокруг да около, но нагнетал, кстати сказать, здорово. Всё сидишь и думаешь - кто же, что же, как же?

    А дальше - резкий скачок, и всё меняется. Кусок из жизни персонажей, причём нехилый такой кусок, вырезан. То есть мы понимаем и по воспоминаниям, и по изменению в характерах, что ничего хорошего в этом периоде не было, но всё равно очень его не хватает, не хватает какой-то плавности, цельности повествования. В конце книги это всё, правда, объясняется, отчего и почему - потому что (спойлер) эта книга - изменённые воспоминания, отредактированные в памяти так, как угодно одному из персонажей (конец спойлера)

    Но всё равно читалось тяжело, не было какой-то преемственности, взаимосвязи. Трудно объяснить, но столько всего значительного оказалось упущено, чего, как мне кажется, нельзя упускать. В то же время хочу уточнить, что я понимаю, зачем автор выбрал такую манеру и способ повествования, я понимаю, что он всё тщательно продумал и все эти недостающие фрагменты пропущены не случайно. Я всё это понимаю и осознаю, что автор проделал большую работу. Но мне это лично мешало. Я также понимаю, что Макьюэн мастерски выполнил поставленную перед собой задачу - показать допустимое и недопустимое. Мне понравилась и идея, и исполнение этой идеи - но я как-то отстранённо к этому отнеслась. Всё почему-то улетело мимо. Может, я нечаянно включила "литературоведа" и читала несколько абстрагировавшись, обращая внимание на поветствовательную технику, фигуры рассказчиков и т.д. и т.п. Но обычно я этого при прочтении, конечно, не делаю. Видимо, это просто не моя книга и не мой автор.

    Большинство персонажей, та же Брайони, казались какими-то картонными. Думаю, многие вспоминали себя в 13 лет и прикидывали, могло такое случиться или нет. Друзья, да сколько угодно! Вспомним тот же процесс над салемскими ведьмами - случай из жизни! Куда уж показательнее. Фантазии и выдумки могут привести к чему угодно и порушить жизни. Другое дело, что, ну ё-моё, это же уже двадцатый век в книге! Откуда такая однобокость? Всем известно, что детские показания одни из самых ненадёжных. Дети могут убедить себя в том, чего даже не видели, додумать что-то, "причесать" историю так, как удобно им. Но полицейские-то! Задать несколько чётких вопросов, чтобы понять общее положение дел - девочка видела только спину и всё. Это непрофессионализм полнейший и профанство.

    Так что нам остаётся лишь додумывать, что на самом деле произошло и как обстояло дело, потому что после последней главы мы понимаем - всё равно всё могло произойти совсем не так, и даже скорее всего не так.

    Хорошая книжка в плане анализа, но так она меня не зацепила. Уж простите все, кому она понравилась, но сегодня я не в вашей команде :(

    АПД. Решила всё же дописать насчёт заголовка книги и её содержания. После прочтения у меня лично осталось чувство, что ни фига Брайони не искупила свою вину. Ну нет в книжке никакого искупления. Потому что есть такие ошибки, которые нельзя ни исправить, ни искупить. Простите, Яндекс.Словари: "Искупление— освобождение от вины, греха." Освободилась Брайони от вины? Нет. От греха? Нет. Зачем же автор так назвал свою книгу? Я думаю, Макьюэн не так прост)) Мне кажется, он потому и назвал книгу "Искуплением", чтобы было ясно, вопиюще ясно видно несоответствие между содержанием книги и её заголовком. НЕТ, НЕТ никакого искупления! Эта искусственность просто бьёт в глаза. Книжка, которую написала Брайони, может быть названа искуплением, так как в ней она пишет так, как ей хотелось бы видеть эту историю. Но её жизнь - это ни на грамм не искупление. Вот Макьюэн и говорит, мол, ребята, не самообманывайтесь =) Назови арбуз дыней - он не перестанет от этого быть арбузом и не приобретёт каких-то черт дыни. Назови книжку "Искупление" - и пусть все поймут, что нет никакого искупления той ошибке. Ни-ка-ко-го.

    like36 понравилось
    235

Комментарии 13

Ваш комментарий

, чтобы оставить комментарий.

Аватар пользователя
darsher3229 января 2013

А по поводу названия...Тут я не совсем с тобой соглашусь. Да, книга, которую написала главная героиня не стала искуплением перед теми, кому она сломала жизнь. Но не стала ли вся жизнь Брайони искуплением??? Всю свою жизнь она жила с оглядкой на прошлое, с тягостными воспоминаниями о содеянном. Была ли она счастлива все эти годы? Сомневаюсь. И, по сути, за поломанные судьбы она искупила вину своей "жизнью", которая сложилась отнюдь не так прекрасно, как о том наверняка мечтала героиня, будучи ребенком. Она отвечала за проступок своими лишениями( опять же, работая мед.сестрой, вместо того, чтобы поступить в престижный колледж - ну это так. одна из деталей=)) В конечном итоге ее книга стала мало-мальским успокоением совести Брайони перед смертью - показателем того, что пусть на бумаге, а не в реальности, она свою вину искупила...

Ну это сугубо моё видение=))

like5 понравилось
Аватар пользователя
darsher3229 января 2013

Нда..я тоже, похоже, не в мейнстриме - "Над пропастью во ржи" как-то совсем не порадовала, Маркес со своими "100 лет одиночества" лежит на сердце тяжким грузом - засыпаю каждый раз, когда принимаюсь за чтение...))

По этой книге я смотрела фильм, осталась под достаточно сильным впечатлением. Однако, доверюсь рецензии и, пожалуй, не буду портить впечатление от фильма ознакомлением с книгой)

like2 понравилось
Аватар пользователя
satanakoga25 января 2013

Мне кажется, дело не в бесчувственности, просто тексты Макьюэна сами по себе не эмоцинальны, он рассудителен, каждое слово взвешено и просчитано, именно потому он так мастерски эти слова увязывает между собой - потому что выверил их на писательских весах. Насчёт названия согласна. Я тоже думаю, что оно для усугубления противоречия здесь. Создавать воображаемый мир значит просто создавать воображаемый мир.

like4 понравилось
Аватар пользователя
pirate25 января 2013

эх, грустьпичаль, а я почему то была уверенна, что тебе понравится. но даже несмотря на то, что я в восторге от книжки, понимаю, почему тебе не понравилось. и у меня тоже есть такие книги, которые все обожают, а я остаюсь равнодушно. чувствуешь себя изгоем со своей тройкой или двойкой :D а про искупление - согласна на 100%, тоже считаю, что им тут и не пахнет.

Аватар пользователя
Rosa_Decidua25 января 2013

Я тоже порой чувствую себя свиньей бесчувственной, читая этого автора. Вроде очень неплохо, но слезы рекой не текут и до потолка не подпрыгиваю :) Хотя эту книгу не читала пока.

like1 понравилось
Аватар пользователя
bigminipig25 января 2013

Да вы просто свинья бесчувственная.)))

Не за что извиняться, у меня тоже есть такие нелюбимые, а всеми любимые книги.

like3 понравилось