Отзывы о книге Невыносимая легкость бытия

  • Аватар пользователя
    satal
    10 марта 2012

    У меня была собака. Я её любил. И если бы мой Осман не умер недавно, то я точно поставил бы этой книге тройбан, и совесть моя была бы чиста. Но последняя часть спасает книгу от налёта того кича, который Кундера якобы отрицает.

    Я уверен, что Кундера – потрясающий философ и лингвист. Он настолько в этом обосновался, что забыл ответить на некоторые (многие) вопросы, им же поставленные в книге. Оттого сама книга рваная, и после неё остаётся много пожиманий плечами.

    Пожимание плечами первое: На черта называть собаку (сучку) мужской кличкой да ещё и именем Каренин? До самого последнего предложения я обращался к автору, я молил его: «Кундера, ну почему, зачем?!» Ясень Кундера не ответил мне, и я даже бросился читать Толстого. Но Толстой не в ответе за Кундеру, как оказалось. Наконец, я понял, зачем: чтоб я спросил. Чтоб все спросили. Такая вот шелуха постмодернизма.

    Пожимание плечами второе: Экскурсия в Чехословакию, заезженную советскими танками, очень интересна. Но отрывистая гражданственность Томаша выглядит иногда так надуманно и смешно, что хочется узнать условия написания романа и пожать плечами от того, что написан он во Франции, почему-то через много лет после событий. Он, точнее наиболее сильная его сторона, запоздал, как фотографии Терезы.

    Пожимание плечами третье: Рассуждение о предательстве настолько кривое, что я даже подумал, что не Кундера это сказал: «Предательство – это желание нарушить строй». Кундера действительно сваливает эту глупость на Сабину, но ему уже не отвертеться. Потому что «желание нарушить строй» – это бунтарство, и как раз оно с предательством дружит редко.

    Пожимание плечами четвёртое: Главный герой на любителя: «Всё из-за неё. Моя жена, как назло, не хочет, чтобы я ей изменял. Но я же такой хороший хирург! Она, неблагодарная, не понимает, что я изменяю ей не потому, что у нас что-то не так. Всё хорошо. Я ведь даже не каждый день! А она расстраивается, и из-за этого мы оба страдаем. Я потерял работу. Всё из-за неё. Я же её муж, что её ещё надо? Я постарел и никому не нужен. Всё из-за неё. Но я настолько крутой и великодушный, что теперь буду ей верен. Пускай видит мою жертву».

    Пожимание плечами пятое: Зачем в филосовской книге опускаться до примитивнейшего примитива, как:

    «Сабина взяла у нее аппарат, Тереза разделась. Она стояла перед Сабиной нагая и обезоруженная. В буквальном смысле обезоруженная: минутой раньше она не только закрывала аппаратом лицо, но и целилась им, словно оружием, в Сабину.»

    Это вообще для кого? Эта расшифровка настолько убогая, что я уверен - Кундера написал её для самых маленьких, которые взялись за «Невыносимую лёгкость бытия» сразу после «Курочки Рябы».

    Пожимание плечами шестое: Почти вся бытовуха в книге. Я всё понимаю. Автор хотел показать обычные слабости, вкусы и любовь обычных людей. Но черт! Он же мог сделать это изящнее? Он же пишет хорошую книгу, а не снимает хоум видео, от которого если не хочется спать, то смешно.

    Это мои вопросы к книге, и я буду рад услышать на них ответы. Иногда я откровенно придираюсь (пункты 2 и 5), но Кундера напрашивался. Он на каждой странице оставил водяной знак: «Ты читаешь гениальное произведение, Веталь.» А раз так, то у меня большие требования. Поэтому только тройбан.

    PS: Я знаю, что нарисовал четвёрку. Просто у меня была собака. Я её любил.

    like296 понравилось
    6,6K

Комментарии 70

Ваш комментарий

, чтобы оставить комментарий.

Аватар пользователя
KarinaLekonyuk29 июля 2024

Спасибо за рецензию, согласна с каждым словом, настолько что как будто сама это писала.

Аватар пользователя
SvetlanaKoryakina19130 августа 2016
после этой книги согласна,что интеллигенция советская этом всего лишь задница народа или равно,не помню точно как назвал её Ленин
Аватар пользователя
aquarius15 июля 2015

"Но Толстой не в ответе за Кундеру, как оказалось." улыбнуло. а вообще странная книга, мне осталось немного дочитать. но невыносимо хочется бросить. как раз главу о фекалиях читаю. а какое привлекательное название было...

like2 понравилось
Аватар пользователя
Nasnassya30 марта 2015

Временами рецензии лучше,чем книги

like1 понравилось
Аватар пользователя
huiniao28 марта 2015
На черта называть собаку (сучку) мужской кличкой да ещё и именем Каренин? До самого последнего предложения я обращался к автору, я молил его: «Кундера, ну почему, зачем?!» Ясень Кундера не ответил мне, и я даже бросился читать Толстого. Но Толстой не в ответе за Кундеру, как оказалось. Наконец, я понял, зачем: чтоб я спросил. Чтоб все спросили. Такая вот шелуха постмодернизма.На черта называть собаку (сучку) мужской кличкой да ещё и именем Каренин? До самого последнего предложения я обращался к автору, я молил его: «Кундера, ну почему, зачем?!» Ясень Кундера не ответил мне, и я даже бросился читать Толстого. Но Толстой не в ответе за Кундеру, как оказалось. Наконец, я понял, зачем: чтоб я спросил. Чтоб все спросили. Такая вот шелуха постмодернизма.

например, потому что тереза и томаш любили русскую литературу и культуру. в отличии от людей, которые приехали в прагу на танках. такой вот контраст.

like4 понравилось
Аватар пользователя
sanvictoria7 ноября 2014

все, что я хотела написать по поводу этой книги, есть в вашей рецензии. ура!

like1 понравилось
Аватар пользователя
Zefirus6 декабря 2013

Очень редко оставляю комментарии в интернете, так как мнений много и они все разные, да и людей очень сложно убедить; но иногда попадаются очень интересные случаи, когда удержаться нет сил. Благодаря вашей рецензии, наконец-то сформулировала мысль для экзаменационного эссе по чешскому языку, за это большое спасибо. Попытаюсь ответить на ваши "пожимания плечами". Начну с 3его. Предательство это главная тема данной книги, странно, что выставив для себя столько интересных вопросов, Вы этого не заметили. Здесь можно увидеть и предательство любви, предательство родителей и глобальное политическое предательство, на этом все основано и завязано. Вернемся к 1ому, почему собаку назвали Каренин? 1ая причина, потому что Терезе хотелось запечатлеть тот момент возникновения любви между ней и Томашем (если Вы помните, она пришла к Томашей с этой книгой), 2ое потому что это метафара, заключающая в себя нежелание Терезы мириться с предательством Томаша,некое напоминание о печальной иронии любви ( параллель с самой книгой "Анна Каренина"), то что собака мужского пола, делает эту мысль еще более яркой, показывает необходимость этого Терезе. 2ой ваш вопрос,заключается в гражданственности Томаша. В этом нет ничего удивительного, в одном человеке, передается чувства всего народа в период "Пражской весны", люди пытались бороться, но без поддержки власти были сломлены, чешский народ практически исчез ( не в физическом плане, в моральном). В образе Томаша есть отпечаток судьбы самого Кундера, он пытался бороться, прилагал большие усилия, но пострадал больше, чем смог помочь. Томаша он избавил от своей невеселой судьбы. В 4 вопросе, да, Вы правы. Главный герой на любителя, но согласитесь, есть что-то прекрасное в его рассуждениях, то прекрасное, что делает каждую женщину индивидуальной и несравненной, возносит ее до создания практически божественного. Интересна Ваша мысль с фотоаппаратом, но раз кого-то она зацепила, может не такая уж она и "убогая", она фиксирует на себе внимания, как раз благодаря своей простоте, говоря: "Смотри, это так легко и буднично, ты можешь делать это каждый день, но разве ты не видишь как это красиво ?" . И заключительное, бытовуха? да, это бытовуха, но с какой стороны? Как легко переплетаются все аспекты обыденной жизни человека: любовь, семья, секс, работа, политика. Но как необычно и метаморфозно, может повлиять малейшее изменение в одной области на всю жизнь целом. К чему может привести незначительный пустяк, на который человек даже может не обратить внимание? Разве не превосходна и одновременно пугающе мысль о том, что каждое ваше решение, будь то выбор кафе, в котором вы будете завтракать сегодня, автобус,в котором вы решите доехать до работы может перевернуть всю вашу жизнь. На самом деле книга заставляет задуматься о том, что легкость, с которой мы принимаем некоторые решения на самом деле невыносима, если задуматься к чему все это может привести. И если бы действия были описаны в стиле, одного из тех эпичных романов, заканчивающихся фразой: "и жили они долго и счастливо..."; Вы бы поверили в эти слова?, думаю нет.

like4 понравилось
Аватар пользователя
desipere19 ноября 2013

Хорошая рецензия! Согласна с вами во многом. Особенно в том, что последняя часть спасает книгу. Хотя я всё равно на три балла оценю. У меня не возникало ощущение, что книга написана с претензией на гениальность.. Но может быть вы и правы. После прочтения у меня другая мысль возникла: "ну, не шедевр, до гения автору далеко". Действительно слабенькая книжка. Не знаю, почему уж она такой популярностью пользуются. Встречались иногда интересные мысли, но тем не менее.

like1 понравилось
Аватар пользователя
ragnaris_cyrr12 июля 2013

Соглашусь по многим пунктам- у меня при прочтении возникали почти все те же вопросы, а тема отношений Терезы и Томаша вызывала почти физическую тошноту, при чем по отношению к обоим. Они слишком человечны - они слабы, жалки, они настолько воплощают собой несовершенство человеческого существа в целом; существа, которое подобно свинье, которая физиологически не может поднять голову вверх, так же и герои- не способны или не желают стать чуточку выше своих низменных порывов и страхов. Наверно это мой личный пунктик про слабость и страхи, но из-за этого произведение "прошлось ножом по нервам" - настолько отторгающим мне показался этот "гимн слабости и малодушию".

like2 понравилось
Аватар пользователя
Dorija20 ноября 2012

Из-за собаки и я несколько изменила своё отношение к этой книге. Плюсую вашей рецензии, хотя она в этом уже особо и не нуждается. :) Спасибо!

like3 понравилось
Аватар пользователя
Rahdigga31 июля 2012

Вообще то автор объясняет почему собаку зовут Каренин - т.к. если мне не изменяет память, то собака-сука тянется к хозяину мужчине и наоборот, а т.к. собака взята для Терезы,и при этом она сука (т.е. женского пола), то и имя у нее Каренин, чтобы быть "как бы" кобелем и тянутся к хозяйке, а не к Томашу.

like5 понравилось
Аватар пользователя
From10 апреля 2012

А что вы еще читали этого автора?

Аватар пользователя
hate-hate26 марта 2012

Он на каждой странице оставил водяной знак: «Ты читаешь гениальное произведение, Веталь.»

Такое же впечатление сложилось, но в целом что-то в этой книге определенно есть.

Аватар пользователя
Natalli11 марта 2012

Вот знаете, satal, всем вашим рецензиям, которые до этой были на главной, я от всей души ставила полюсы.) Но этой, за ее неопределенность и пожимание плечами, извините, не поставлю. По порядку.

Первое: про собаку и ее кличку-чистое ваше кокетство и до меня вам уже тут много написали про то.))

Второе. Про русское нашествие и то, как его описывает Кундера много лет(!) спустя мне тоже не понравилось и в этом я с вами согласна. Но почему вам показалась гражданственность Томаша надуманной и отрывистой? По-моему так вполне естественна. Так обычно и бывает: живет себе человек, занимается своей работой и личной жизнью, но вдруг складывается ситуация и что-то отказался подписать или куда-то не вступил. Или в порыве эмоций написал письмо в газету(и забыл вскоре). Вот у меня, например, в жизни все точно так и было. Только без таких тяжелых последствий, бог миловал.)

Третье. В случае с Сабиной можно по разному называть, там грань тонка. И я, если честно, не помню всех нюансов.

Четвертое. Я бы не так описала логику отношений Терезы и Томаша. С его стороны это была любовь-сострадание, любовь-жалость. А у нее это скорее любовь-ревность. Она даже во сне сжимала его палец, не отпуская всю ночь, боясь потерять. С ним она связывала всю свою жизнь. Такая судорожная любовь сковывает, не дает дышать. Я не оправдываю Томаша, но сочувствую ему.

Пятое. А кто сказал, что это философская книга? Мне так не показалось. Да, там автор много рассуждает, приводит цитаты философов, но он сам как-бы один из героев книги, равный им, или собеседник для читателя. Но никак не учитель, ИМХО.

Шестое. Да, автор хотел через обычную жизнь людей и всю эту бытовуху показать то общее для всех, те закономерности и высокий смысл, который за этим стоит. Как получилось, так получилось. И приукрашивать он не собирался, наоборот, тщательно вырисовывал подробности. Хотя заметны попытки автора романтизировать все их отношения. Или мне показалось?

Но, в целом, и мне книга показалась не гармоничной, будто сырой еще. это заметный недостаток. И уж, конечно, не заметила никаких знаков со страниц книги.

А в вашей рецензии я не увидела ответа на главный для меня вопрос: о чем книга? Правда, о чем она по-вашему?

like9 понравилось
Аватар пользователя
Elegy11 марта 2012

Признаюсь: роман не читала. Пока. Рецензия ваша меня заинтриговала. "Писулькой" ее ну никак не могу назвать. Написано интересно. Надеюсь, само произведение будет хотя бы на уровне рецензии, чтобы уж совсем при чтении не разочароваться :)

Мне вот, как не посвященному человеку, стало любопытно: а название романа имеет какой-нибудь смысл вообще? Из рецензии стало ясно, что "легкость бытия" присутствует, даже приторно становится от нее. Что же касается "невыносимости" - может, автор как раз поддерживает читателей в том, что такая приторное и поверхностное "бытие" - невыносимо???

Честно - просто мысли вслух человека, который не читал роман, но заинтригован рецензией )

like1 понравилось
Аватар пользователя
laisse11 марта 2012

Даже интересно, где вы увидели водяной знак с утверждением гениальности романа...:)

like1 понравилось
Аватар пользователя
osservato10 марта 2012

Так совпало, что когда мне книгу эту подарили, один из знакомых, такой дядька-грузчик внезапно ее прочитал и был просто в гневе:"Чувак всю книгу только и делает, что е*ет баб и ненавидит СССР". И он в каком-то смысле прав)

like17 понравилось
Аватар пользователя
Montag10 марта 2012

Рецензия очень интересная. Отчасти отражает мои впечатления. Во время чтения к автору возникала масса вопросов. А ГГ был откровенно противен, если честно. Но книгу не могу оценить низко.

like5 понравилось
Аватар пользователя
papa_i_more10 марта 2012

Интересная рецензия. Я вот поставил книги трояк, так как во время чтения возникали постоянные дежа вю, а потом я с удивлением узнал, что книга написана в 82 году - мне она показалась устаревшей и по форме, и по содержанию еще до момента написания. Плюс, но это уже личное: никогда не читал настолько нудное,- с постоянными "оправданиями" и попытками логического объяснения - (пардон-муа) описания блядства главного героя.

like15 понравилось
Аватар пользователя
let_me_say10 марта 2012

а мне понравилось все - и ваша рецензия, и произведение. мнение не совпадает.

  • каренин - ну да ладно, просто так псину назвали, у каждого свои ассоциации, мне это показалось милым.
  • по поводу советских танков уже в обсуждениях не одной рецензии неоднократно разгоралась такая полемика, что добавить мне нечего, кроме того, что он, как автор имеет право на свою точку зрения. кто уж тут прав или виноват, дело второе.
  • действительно, нежелание маршировать в строю - это не предательство как таковое, но в данном контексте выставляется именно так с точки зрения властей - неповиновение общему направлению развития страны. Мне показалось, что Кундера стремится показать именно многогранность, неоднозначность не только этого понятия, но и многих других. Низкий поклон ему за это, по-моему.
  • по поводу его потребности в изменах, мне, должно быть, надо было родится мужчиной. а как он смог отказаться от своего призвания для меня тоже остается загадкой.
  • а вот тут вам надо было родиться женщиной ;-)
  • да нормально все.

Автор хотел показать обычные слабости, вкусы и любовь обычных людей.

да, и любовь получилась особенно.

спасибо за рецензию

like7 понравилось
Показаны ветки 120 из 28